-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
22 октября
Проект во II младшей группе Тема: «Хлеб – всему голова»
формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-игровой.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя)
По характеру общения: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до
получения результата.
Состав проектной группы: руководитель проекта – воспитатели группы, дети и
родители 2 младшей «В» группы.
Цель проекта: формировать у детей представление о хлебе, как одном
из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.
Задачи:
Образовательные:
·
Формирование
представлений о выращивании хлеба;
·
Расширять
знания детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни
человека;
·
Знакомить с
профессией взрослых;
·
Знакомить
детей с картинами известных художников;
·
Учить детей
замешивать дрожжевое тесто на хлеб.
Развивающие:
·
Развивать
познавательный интерес, внимание, память, связную речь;
·
Развивать
умение смешивать ингредиенты для теста.
Воспитательные:
·
Воспитывать
у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
·
Совершенствовать
стиль партнерских отношений.
Гипотеза:
Если дети 2
младшей группы больше узнают о выращивании хлеба, как он попадает к нам на
стол, то научатся уважать не только профессии взрослых, занятых на производстве
хлеба, но и относиться с уважением к самому хлебу.
Проект состоит из трех этапы:
1.
Подготовительный этап:
Разработка
тематического плана и предварительное наблюдение.
2. Основной
этап:
Беседа о том,
как растет хлеб, о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций, колосьев ржи
и пшеницы; заучивание пословиц; чтение литературных произведений по теме;
изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста и дрожжевого. Экскурсии в
хлебопекарню, в хлебный магазин. Приглашение в детский сад родительницу (маму
воспитанника) для обучения детей приготовления дрожжевого теста.
3. Заключительный
этап:
НОД.«Хлеб –
всему голова!»
Реализация
проекта «Хлеб – всему голова!»
Составление ментальной карты на тему: «Хлеб -всему
голова!»
Формы реализации проекта:
1.
НОД.
2.
Беседы.
3.
Наблюдения.
4.
Досуговая
деятельность.
5.
Игровая
деятельность.
6.
Продуктивная
деятельность детей.
7.
Чтение
художественной литературы.
Актуальность.
Хлеб-это продукт
человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено
самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни
один приём пищи.
Этот продукт сопровождает
нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему
одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде
людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают,
играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить
внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать
бережное отношение к хлебу.
Формированию представления у дошкольников о
труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым
приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект «Хлеб - всему голова!».
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что проект построен
таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались
при активном участии родителей.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- сформировать у детей представления о ценности
хлеба;
-
получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит
сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих
людей;
-
воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба;
-
воспитывать бережное отношения к хлебу.
Для
педагогов:
-
повышения теоретического опыта и профессионализма;
-
внедрение современных форм и методов работы по познавательной и экспериментальной
деятельности дошкольников;
-
личностный и профессиональный рост;
-
самореализация.
Для
родителей:
- повышение
уровня экологического сознания;
-
расширение опыта взаимодействия с детьми.
- повышение процента родителей, проявляющих интерес к
жизни детского сада.
Интегрируемые области:
• коммуникация;
• чтение художественной литературы;
• художественное творчество (лепка, рисование,
аппликация);
• познание;
• социализация.
Коммуникативная:
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек
спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый,
мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К.
Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб»,
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова
«Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство»,
загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все не беда
Без хлеба всё приестся.
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за
другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь
его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы
одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественное творчество (рисование, лепка,
аппликация):
1. Рисование хлебных полей, колосков ржи и пшеницы, рассматривание
картин и иллюстраций о хлебе.
2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с
детьми для сюжетно- ролевых игр.
3. Составление ментальной карты.
Познание
Наблюдения и рассматривание альбомов;
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную
тему;
- просмотр презентаций «От зерна до каравая», «Виды
хлебных злаков», «Как замесить дрожжевое тесто на хлеб. Знакомство с
профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
Социализация
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария»,
«Пекарня».
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Исследовательская деятельность
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы,
ячменя, овса).
Взаимодействие
с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и
выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Выводы:
Реализации проекта предшествовала предварительная
работа. Был подобран материал о «Хлебе»: пословицы, поговорки, загадки, стихи,
иллюстрации, фотографии, дидактический материал. В течение недели в
соответствии с разработанным планом проводились мероприятия по теме: «Хлеб –
всему голова». Большое внимание уделялось беседам, из которых дети узнали, как
хлеб на стол пришел. Был прочитан рассказ П. Коганова «Хлеб - наше богатство».
Очень помогла в работе репродукция художника И. И. Шишкина «Рожь», по которой
проводилась беседа совместно с детьми.
Для того чтобы закрепить
знания и заинтересовать детей, проводились дидактическая игра «Из чего мы
сделаны?», игра с мячом «Съедобное – не съедобное». Во время образовательной
деятельности дети также изготовили хлебобулочные изделия из соленого теста, а
также рисовали картинки с изображением хлеба.
Большое внимание уделилось
самостоятельной деятельности, где дети наглядно рассматрели образцы зерен и
колосков различных зерновых культур, сравнили их. Разыграли сюжет игры «День
рождения»; просмотрели иллюстрации, фотографии о хлебе.
Итог проекта музыкальное
развлечение на тему: «Хлеб – всему голова!».
Составление ментальной
карты.
Таким образом, в результате
проект помог получить знания воспитанников о том, где растет хлеб, кто делает,
из чего делают хлеб. Познакомились с различными видами хлеба и хлебобулочных
изделий, какую форму имеют различные изделия. Научились сравнивать зерна и
колоски различных зерновых культур.
Работа над проектом
расширила познавательную активность, помогла сформировать знания детей о хлебе,
как об одном из величайших богатств на земле. Каждый раз, садясь за стол,
дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно
к нему относиться. Есть на свете золотые слова «Хлеб – всему голова!»
Используемая литература.
1. Благинина Е. «Песенка о колоске»
2. Дацкевич В. «От зерна до каравая»
3. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе»
4. Михалевская: «Большая хрестоматия для дошкольников»
5. Сборник «Делу время, а потехе час» Некрасов Н.,
стих «Колосья»
6. "Котик - золотой лобик» - белорусская народная сказка
7. "Легкий хлеб" - белорусская сказка
8. "Колобок" - русская народная сказка
9. "Хлебороб" - украинская народная сказка
10. "Колосок" - украинская народная сказка
Список литературы.
1.
Благинина
Е. «Песенка о колоске» [Текст]/ Е. Благинина – М: «Малыш», 2009г., - с. 89
2.
Волчкова
В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Познавательное развитие». Учебно-методическое пособие для Николаева С. Н.
«Комплексные занятия по экологии». -М «Педагогическое общество России» 2009г.,
- с. 102
3.
Дацкевич
В. «От зерна до каравая» [Текст] /В. Дацкевич–М: «Малыш», 2010г., - с. 93
Поделиться в социальных сетях: