22 октября

Проект во II младшей группе Тема: «Хлеб – всему голова»

формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-игровой.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя)

По характеру общения: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы: руководитель проекта – воспитатели группы, дети и родители 2 младшей «В» группы.

Цель проекта: формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.

Задачи:

Образовательные:

·        Формирование представлений о выращивании хлеба;

·        Расширять знания детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;

·        Знакомить с профессией взрослых;

·        Знакомить детей с картинами известных художников;

·        Учить детей замешивать дрожжевое тесто на хлеб.

 

Развивающие:

·        Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь;

·        Развивать умение смешивать ингредиенты для теста.

Воспитательные:

·        Воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

·        Совершенствовать стиль партнерских отношений.

 

Гипотеза:

Если дети 2 младшей группы больше узнают о выращивании хлеба, как он попадает к нам на стол, то научатся уважать не только профессии взрослых, занятых на производстве хлеба, но и относиться с уважением к самому хлебу.

Проект состоит из трех этапы:

1. Подготовительный этап:

Разработка тематического плана и предварительное наблюдение.

2. Основной этап:

Беседа о том, как растет хлеб, о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций, колосьев ржи и пшеницы; заучивание пословиц; чтение литературных произведений по теме; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста и дрожжевого. Экскурсии в хлебопекарню, в хлебный магазин. Приглашение в детский сад родительницу (маму воспитанника) для обучения детей приготовления дрожжевого теста.

3. Заключительный этап:

НОД.«Хлеб – всему голова!»

Реализация проекта «Хлеб – всему голова!»

Составление  ментальной карты на тему: «Хлеб -всему голова!»

 

Формы реализации проекта:

1.     НОД.

2.     Беседы.

3.     Наблюдения.

4.     Досуговая деятельность.

5.     Игровая деятельность.

6.     Продуктивная деятельность детей.

7.     Чтение художественной литературы.

 Актуальность.

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

 Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект «Хлеб - всему голова!».

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном участии родителей.

Ожидаемый результат:

Для детей:

-  сформировать у детей представления о ценности хлеба;

- получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

- воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

- воспитывать бережное отношения к хлебу.

Для педагогов:

- повышения теоретического опыта и профессионализма;

- внедрение современных форм и методов работы по познавательной и экспериментальной деятельности дошкольников;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей:

- повышение уровня экологического сознания;

- расширение опыта взаимодействия с детьми.

- повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

• познание;

• социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда

Без хлеба всё приестся.

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, колосков ржи и пшеницы, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление ментальной карты.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр презентаций «От зерна до каравая», «Виды хлебных злаков», «Как замесить дрожжевое тесто на хлеб. Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария», «Пекарня».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

 Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Выводы: 

 Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран материал о «Хлебе»: пословицы, поговорки, загадки, стихи, иллюстрации, фотографии, дидактический материал. В течение недели в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия по теме: «Хлеб – всему голова». Большое внимание уделялось беседам, из которых дети узнали, как хлеб на стол пришел. Был прочитан рассказ П. Коганова «Хлеб - наше богатство». Очень помогла в работе репродукция художника И. И. Шишкина «Рожь», по которой проводилась беседа совместно с детьми.

Для того чтобы закрепить знания и заинтересовать детей, проводились дидактическая игра «Из чего мы сделаны?», игра с мячом «Съедобное – не съедобное». Во время образовательной деятельности дети также изготовили хлебобулочные изделия из соленого теста, а также рисовали картинки с изображением хлеба.

Большое внимание уделилось самостоятельной деятельности, где дети наглядно рассматрели образцы зерен и колосков различных зерновых культур, сравнили их. Разыграли сюжет игры «День рождения»; просмотрели иллюстрации, фотографии о хлебе.

Итог проекта музыкальное развлечение на тему: «Хлеб – всему голова!».

Составление ментальной карты.

Таким образом, в результате проект помог получить знания воспитанников о том, где растет хлеб, кто делает, из чего делают хлеб. Познакомились с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий, какую форму имеют различные изделия. Научились сравнивать зерна и колоски различных зерновых культур.

Работа над проектом расширила познавательную активность, помогла сформировать знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете золотые слова «Хлеб – всему голова!»

Используемая литература.

 1. Благинина Е. «Песенка о колоске»   

 2. Дацкевич В. «От зерна до каравая»  

 3. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе»  

 4. Михалевская: «Большая хрестоматия для дошкольников»  

 5. Сборник «Делу время, а потехе час» Некрасов Н., стих «Колосья»
 6. "Котик - золотой лобик» - белорусская народная сказка

 7. "Легкий хлеб" - белорусская сказка

 8. "Колобок" - русская народная сказка

 9. "Хлебороб" - украинская народная сказка

10. "Колосок" - украинская народная сказка

 

Список литературы.

1.     Благинина Е. «Песенка о колоске» [Текст]/ Е. Благинина – М: «Малыш», 2009г., - с. 89

2.     Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». Учебно-методическое пособие для Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». -М «Педагогическое общество России» 2009г., - с. 102

3.     Дацкевич В. «От зерна до каравая» [Текст] /В. Дацкевич–М: «Малыш», 2010г., - с. 93