-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
22 октября
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников.
Аннотация.
Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и
художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития
дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения
дошкольников в процессе образования и развития. Эффективность модели проверена
эмпирически через реализацию основной образовательной программы дошкольного
образования (ООП ДО).
Статья
посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной
литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников.
Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в
процессе образования и развития. Эффективность модели проверена эмпирически
через реализацию основной образовательной программы дошкольного образования
(ООП ДО).
Ключевые слова: игровые
технологии, художественная литература, дошкольники, развитие.
Введение. Актуальность проблемы
исследования обусловлена возрастающим влиянием развития инновационных
педагогических технологий на современный образовательный процесс в детском
саду.
В соответствии с реализацией «Концепции развития психологической службы в
системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» многие
ученые обращают внимание на современные направления и практические разработки
для достижения цели педагогического сопровождения участников образовательного
процесса. Следовательно, для организации эффективного педагогического
сопровождения в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать
изменения, которые происходят в личностной, ценностной, мотивационной и
эмоциональной и сферах дошкольников в разных возрастных группах.
Обращение к изучению влияния художественной литературы на всестороннее
развитие дошкольников опирается на социокультурный опыт народа, лежащий в
основе развития и воспитания ребенка.
По мнению С. В. Варнакова формирование картины мира и отражение в сознании
ребенка многообразия материального и духовного мира, осуществляется при помощи
знаковых систем и языка, которые несут определенную смысловую информацию,
оказывая регулирующее воздействие на сознание и поступки дошкольников .
Ученые М. М. Бахтин, Ю. К. Беседа, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В.
Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. С. Махина, М. Ю. Савченко и др. считают, что
важнейшим проводником опосредованной коммуникации дошкольников являются
произведения художественной литературы. То есть, в художественной литературе
заложен огромный педагогический потенциал для развития личности ребенка.
Педагогическая ценность художественной литературы в том, что педагог имеет
возможность легко установить эмоциональный контакт с ребёнком, развивая
одновременно эмоциональный интеллект и всесторонне развивает дошкольников.
Изучая возможности игровых технологий, мы опирались на исследования С. В.
Арутюняна, Е. М. Беспаленко, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. М.
Григорьева, С. Л. Рубинштейна, в которых широко представлена проблема изучения
интеллектуального развития дошкольника.
Концепция познавательного развития ребенка изложена в трудах М. А.
Холодной, где на первый план выходит интеллектуальное развитие через игру.
А. Ю. Ярецкая дала определение технологии развивающей игры как
«…совокупности методологических подходов, педагогических принципов, методов,
средств и условий, обеспечивающих процесс игры в соответствии с установленными
игровыми этапами» [3].
Изучение научно-методических трудов, педагогических исследований позволило
сформулировать цель исследования — разработка
модели педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования и
развития.
Объект
исследования — познавательное и всестороннее развитие дошкольников.
Предмет
исследования — игровые технологии и художественная литература как средство
познавательного и всестороннего развития дошкольников.
Научная
задача исследования заключается в разработке модели педагогического сопровождения
дошкольников в процессе образования и развития как эффективного средства
реализации ООП ДО.
Методы
исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ Онохойского
детского сада «Солнышко».
Методы исследования: педагогические кейсы; развивающие, сюжетно-ролевые,
дидактические, творческие и подвижные игры.
Результаты
и их обсуждение
Разработанная модель включает: цель; функции; содержательные компоненты и
направления деятельности (прикладная, теоретическая и просветительская). Оценка
результативности показала эффективность модели. К примеру, дети с удовольствием
решали педагогические кейсы. Строились и проводились кейсы в игровой форме.
Один из примеров кейса для дошкольников. После прочтения сказки Сутеева В. Г.
«Яблоко» детям предлагается посмотреть картинку и решить кейс.
1.
Когда, в какой момент зародился конфликт? Что стало его причиной?
2.
Предложите выход из сложившейся ситуации.
3.
Можно ли было бы избежать конфликт?
Рис. 1. Модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе
образования и развития как эффективного средства реализации ООП ДО
Мониторинговые срезы, проводимые каждые три месяца показали, что
коллаборация педагогов в области образовательных областей «Художественная
литература» и «Игровые технологии» способствует более успешному познавательному
и всестороннему развитию дошкольников.
На основании этого был сделан вывод, что игровые технологии в сочетании с
изучением художественной литературы выступают эффективным средством развития и
воспитания детей. Художественная литература и игровые театрализованные
образовательные события являются действенным средством всестороннего развития и
воспитания дошкольников, оказывает влияние на развитие и обогащение детской
речи.
Было выявлено, познавательный интерес дошкольников как избирательная
деятельность на познание предметов и явлений окружающего мира, активизирует
психические познавательные процессы и развивает познавательные возможности.
Литература:
1.
Варнаков, С. В. Педагогические основы использования художественной
литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего
школьного возраста. Дисс…к.пед.наук. Нижний Новгород, 2000, — 163 с.
2.
«Концепция развития психологической службы в системе образования в
Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от
19.12.2017). URL:
https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/
(Дата обращения 12.01.2023)
3.
Ярецкая, А. Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания
старших дошкольников. Дисс… к. пед. наук. Воронеж, 2016.- 221 с.
Поделиться в социальных сетях: