-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
14 апреля
Консультация для родителей: «Экспериментирование в раннем возрасте!»
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Восприятие
мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти
дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми
практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить
обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда
проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при
ознакомлении с новым предметом.
Ведущим
познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение
трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия
компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о
ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей
познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении
с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них
творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное
слово.
Цели экспериментирования – укреплять
физическое и психическое здоровье малышей, обеспечивать эмоциональное
благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и
удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый
детско-взрослый коллектив, развивать психические процессы детей, познавательные
способности, развивать мелкую моторику.
Для поддержания
интереса к экспериментированию необходимо практиковать задания детям, в которых
проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы.
При организации опытно- экспериментальной
деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности
детей поэтому:
1. Все предлагаемые
мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные
эмоции и желание действовать.
2. Для детей раннего
дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и
экспериментам необходимо постоянно возвращаться в процессе работы, даже вводить
их в ранг традиционных. За один раз предлагается рассмотреть одно из свойств в
разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря
целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети
становятся более наблюдательными и внимательными.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей
деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к
исследованиям, открытиям со временем не угас.
Предлагаем Вашему
вниманию игры-эксперименты для совместной деятельности с детьми:
1. «Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель:
Знакомство с мыльными пузырями.
Задачи:
Способствовать поднятию эмоционального настроения у ребенка
Ход
занятия: Показать ребенку, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая,
дуть на них, чтобы улетали, смотреть)
2. «Рябь на
воде». Экспериментирование
Цель:
Развитие дыхательного аппарата.
Задачи:
Вызывать заинтересованность к
происходящему.
Ход
занятия: На стол поставить таз с водой. Обратить внимание на то, что когда
дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
3. «Воздух под водой». Эксперимент
Цель:
Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи:
Развивать дыхательный аппарат.
Ход
занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в
неё. Появляются пузыри. Побуждать ребенку тоже подуть в свою трубочку.
4. «Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель:
Знакомство с весом предметов.
Задачи:
показать, что предметы бывают легкие и тяжелые; научить определять вес
предметов и группировать их по весу.
Ход
занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой
камушки (тяжёлая сумочка).
5. «Игры с губкой». Эксперимент
Цель:
Создание условий, необходимых для сенсорного развития ребенка.
Задачи:
познакомить со свойствами губки, учить набирать воду губкой и отжимать её в
ёмкость, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход
занятия: мама преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом
просит помочь ребенка, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно
показав, как это можно сделать.
6. «Бумага». Эксперимент
Цель:
познакомить ребенка со свойствами
бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в
воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход
занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая ребенка интересным
звуком. Дать ему попробовать самостоятельно помять её.
7. «Снег. Какой он?». Рассматривание
Цель:
Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый,
лепится, тает в руках), развивать тактильные ощущения.
Ход
занятия: Набрать в мисочку снег и принести домой. Ребенок знакомятся с его
свойствами, трогая на ощупь.
8. «Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание
Цель:
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от
которых они отражаются.
Ход
занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Взрослый говорит: «А что у
меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто
подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные
зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав
паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Ребенок бежит к стене и пытается
поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
9. «Плавает, тонет». Опыт
Цель:
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды,
другие тонут).
Ход
занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики –
плавают.
Таким образом, родители должны знать, что
любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего
возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу
гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома
из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями
членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя
естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая
ребенка...). Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему
миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может
через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую
премию.
Поделиться в социальных сетях: