-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
31 января
Программа по познавательному развитию «Развивайка». для одаренных детей 2-3 лет на 2024 – 2025 уч. г.
Актуальность программы «Развивайка» заключается в развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности
Пояснительная
записка
Начиная с раннего возраста, ребёнок учится обращению с формами,
количеством, а так же пространством и временем. Основываясь на практическом
опыте повседневной жизни, он приобретает математические знания и умения,
способность формулировать словами математические задачи и решения, постигает
математические закономерности, овладевает схемами действий при решении
математических задач. Современные
требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее
обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при
которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и
учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну.
Актуальность программы «Развивайка» заключается в развитие логического мышления, оно подразумевает
формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения
понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений
выстраивать простейшие умозаключения, учитывая возрастные возможности детей данного
возраста.
Нестандартные задания – это мощное
средство активизации умственной деятельности. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. В игре детей привлекает не заложенная в ней
обучающая задача, а возможность выполнить игровые действия, проявить
активность, добиться результата. Для
успешного и непринужденного обучения математическим основам детям необходимы
игры особого рода, в которых содержание игры и практические действия были бы
интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и
инициативы детей. При этом для выполнения и решения поставленных обучающих
задач возникала бы объективная необходимость практического применения
математических знаний, умений и навыков. Для реализации данной программы нами
были выбраны учебно-методические пособия, такие как: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различный дидактический материал.
Цель программы «Развивайка»: развитие познавательных и творческих способностей детей, а также
логико-математической компетенции.
Задачи:
·
Познакомить
с дидактическими играми и правилами этих игр.
·
Знакомить детей
с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, длиннее –
короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше).
·
Развивать у
детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Пространственные
представления и познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
воображение), мелкую моторику рук, умение моделировать на плоскости, умение
создавать изображение по образцу, схеме.
·
Формировать способность
расставлять предметы по порядку, представления
о цвете предметов, умение делить
целое на части и составлять целое из частей, умение следовать устным
инструкциям.
·
Воспитывать
интерес к интеллектуальным играм, любознательность.
·
Повышать
уровень педагогической компетенции родителей по формированию логического
развития детей.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе основным результатом
должно стать развитие у детей познавательных процессов (внимание, память, речь,
воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,
классификация), деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение
правил игры), в общении и коммуникации:
·
Развитие представления о разновидностях
дидактических игр и основных приемах игры в них. Проявление интереса в заданиях на развитие
логического мышления.
·
Развитие мелкой моторики пальцев.
·
Повышение уровня знаний родителей по логико-математическому развитию. Создание
родителями дома условий для дидактических игр и правильная их подборка.
Основные
методы и приемы совместной деятельности.
Для
реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию
дошкольников используются следующие методы:
-
словесные (рассказы педагога, чтение художественных произведений, беседы,
словесные игры);
-
наглядные (работа с иллюстрациями, схемами, логическими цепочками, заучивание
стихотворений);
-
практические (элементарные опыты, моделирование, игры на развитие логического
мышления, на развитие речи и пр.);
Формы:
групповая - основная форма работы на
занятиях; индивидуальная форма.
Структура программы
для одарённых детей «Развивайка».
Возраст детей,
участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3 года. Срок
реализации программы 1 год. Игра - занятие проводится в течение учебного года 1
раз в неделю, во второй половине дня, длительность 10-15 минут.
|
1.Введение в
игровую ситуацию |
1мин. |
|
2.Актуализация
и затруднения в игровой ситуации |
3мин. |
|
3.Открытия
детьми нового знания |
9мин. |
|
4.Эмоциональная устойчивость на успех |
2мин. |
Взаимодействие с родителями:
·
Семинар-практикум
по развивающим играм для детей 2-3 лет;
·
Индивидуальные
беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
·
Подбор и
демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического
мышления;
·
Разъяснительная и
образовательная работа.
Развивающая среда в группе.
Интеллектуальный
цент с учебно-методическими пособиями, такими как: блоки Дьенеша;
палочки Кюизенера; Бизиборды: подбор дидактических игр; Волшебные колокольчики;
Цветные стульчики и т.д.
Календарный учебный график.
|
№ |
Наименование оказываемой услуги |
Группа |
Форма органи зации |
Учебный год |
Учеб- ных недель |
Количе- ство часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
в неделю |
всего |
|
1. |
«Развивайка» |
вторая группа раннего возраста |
подгрупповая |
Начало
учебного
года окончание учебного
года |
27 |
1 |
27 |
Учебно-тематический план
( группа раннего возраста)
|
Месяц |
Тема |
Количество часов |
Время |
||
|
Октябрь |
Знакомство
с учебно-игровым пособием «Математический планшет» |
1 |
|
||
|
«Зонтик» |
1
|
|
|||
|
«Коляска» |
1 |
|
|||
|
«Самокат» |
1 |
|
|||
|
Ноябрь |
Знакомство
с учебно-игровым пособием кубики Дьенеша |
1 |
|
||
|
«Роботы» |
1 |
|
|||
|
«Рыбки» |
1 |
|
|||
|
«Загадка» |
1 |
|
|||
|
Декабрь |
«Звёздочки» |
1 |
|
||
|
«Ёлочные игрушки» |
1 |
|
|||
|
«Конфеты» |
1 |
|
|||
|
«Горка» |
1 |
|
|||
|
Январь |
Знакомство
с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера |
1 |
|
||
|
«По
красной дорожке друзья идут к Антошке» |
1 |
|
|||
|
«На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки» |
1 |
|
|||
|
Февраль |
«Сказка Колобок» |
2 |
|
||
|
«Сказка
Заюшкина избушка» |
1 |
|
|||
|
«Закрывай
скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки» |
1 |
|
|||
|
Март |
Знакомство с учебно-игровым
пособием Блоки
Дьенеша |
1 |
|
||
|
«Бусы для мамы» |
1 |
|
|||
|
«Пряничный домик» |
1 |
|
|||
|
«Собачка» |
1 |
|
|||
|
Апрель |
«Человек» |
1 |
|
||
|
«Клоун» |
1 |
|
|||
|
«Сказочное солнышко» |
1 |
|
|||
|
«Пароход» |
1 |
|
|||
Методическое обеспечение
( группа раннего возраста)
|
№
|
Тема |
Цель |
Форма проведения |
Методы приемы |
Материалы |
|
1
|
Знакомство
с учебно-игровым пособием «Волшебные колокольчики». |
Познакомить с |
Занятие-творчество (фантазия) |
Сказка, показ. |
Дидактическое
пособие «Волшебные колокольчики» и игровой альбом. |
|
2 |
«Зонтик» |
Закреплять |
Игра
–занятие
|
Д/и Словесное
объяснение показ, наблюде- ние |
Дидактическое
пособие «Волшебные колокольчики» и игровой альбом. |
|
3 |
«Коляска»
|
Закреплять Развивать знания о геометрических фигурах, мелкую
моторику рук, внимание. |
Игра
–занятие
|
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Дидактический игровой
альбом. |
|
4 |
«Самокат» |
Закреплять Развивать знания о геометрических фигурах, мелкую
моторику рук, внимание. |
Игра
–занятие
|
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Дидактический
игровой
альбом. |
|
5 |
Знакомство
с учебно-игровым пособием кубики Дьенеша |
Формировать умение выкладывать кубики определенного
цвета путем наложения на картинку. |
Познаватель- ная
игра |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Кубики
Дьенеша» и альбом заданий «Сложи узор» |
|
6 |
«Роботы» |
Развивать познавательный процесс, знания о геометрических
фигурах, мелкую моторику, умение ориентироваться на плоскости. Продолжать
знакомство с цветом. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Кубики Дьенеша» и альбом заданий «Сложи
узор» |
|
7 |
«Рыбки» |
Развивать знания о рыбах, геометрических фигурах, мелкую
моторику. Формировать умение ориентироваться на плоскости. Продолжать
знакомство с цветом. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Альбом заданий «Сложи узор» |
|
8 |
«Загадка» |
Закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете и
форме. Продолжать формировать умение
ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику, внимание. |
Занятие-творчество (сказка) |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Альбом
заданий «Сложи узор» |
|
9 |
«Звёздочки» |
Формировать представление о времени суток, понятие «один-много». Продолжать формировать умение ориентироваться на
плоскости. Развивать мелкую моторику, внимание. |
Познаватель-ная
игра |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Альбом
заданий «Сложи узор» |
|
10 |
«Ёлочные игрушки» |
Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать
фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих елочных игрушек с
использованием кубиков других цветов). |
Занятие-творчество
(фантазия) |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Альбом
заданий «Сложи узор» |
|
11 |
«Конфеты» |
Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать
фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Альбом
заданий «Сложи узор» |
|
12 |
«Горка» |
Формировать представление о времени года «Зима», о играх в зимнее время.
Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать
фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Альбом
заданий «Сложи узор» |
|
13 |
Знакомство
с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера |
Вызвать интерес к игре с
палочками Кюизенера и желание действовать с ними. Способствовать формированию
элементарных математических и пространственных представлений. Развивать
логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук. |
Занятие-творчество (фантазия) |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Палочки
Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
|
14 |
«По
красной дорожке друзья идут к Антошке» |
Закреплять названия основных цветов, развивать умение группировать,
классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей.
Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Палочки
Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
|
15 |
«На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки» |
Закреплять эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать
память, внимание. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Палочки
Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
|
16 |
«Сказка
Колобок» |
Развивать
логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей. Закреплять
названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию.
|
Занятие-творчество (сказка) |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Палочки
Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
|
17 |
«Сказка
Заюшкина избушка» |
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук,
речь детей. Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать
изображение по карточке-заданию. |
Занятие-творчество (сказка) |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Палочки
Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
|
18 |
«Закрывай
скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки» |
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук,
речь детей, умение группировать, классифицировать палочки (полоски по
цвету). Закреплять названия основных
цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Палочки
Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
|
19 |
Знакомство с учебно-игровым
пособием Блоки
Дьенеша |
Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером,
цветом. Развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать,
классифицировать информацию). Развивать познавательные процессы восприятия,
памяти, внимания, воображения.
Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
|
20 |
«Бусы для мамы» |
Мотивировать
детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической
культуры мышления. Развивать
познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
|
21 |
«Пряничный домик» |
Развивать
познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать
способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения,
проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. |
Занятие-творчество (сказка) |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
|
22 |
«Собачка» |
Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и
анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение
выкладывать изображение по карточке-заданию. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
|
23 |
«Человек» |
Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур.
Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение
выкладывать изображение по карточке-заданию. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
|
24 |
«Клоун» |
Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур.
Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение
выкладывать изображение по карточке-заданию. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
|
25 |
«Сказочное солнышко» |
Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и
анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение
выкладывать изображение по карточке-заданию. |
Занятие-творчество (сказка) |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
|
26 |
«Пароход» |
Развивать
познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности
к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления
инициативы и самостоятельности в игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. |
Игра-занятие |
Д/и Словесное
объяснение показ. |
Учебно-игровое
пособие «Блоки
Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
Список литературы:
1. А.
Бостельман «Математика в любое время!» под ред. Н.А. Воробьёва изд.
Национальное образование / Москва 2016 г.
2.
Л. В. Михайлова-Свирская «Математика повсюду» изд.
Национальное образование / Москва 2015 г.
3.
А.В. Белошистая « Развитие
логического мышления у дошкольников» Москва 2013 г.
4.
А.В. Белошистая «Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и
практики. Курс лекций» Москва 2004 г.
5.
Математический
планшет для малышей. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
6.
Блоки Дьеныша для самых маленьких. Альбом с заданиями
для игры. – Спб.
7.
Блоки Дьеныша для малышей. Альбом с заданиями для
игры. – Спб.
8.
Волшебные дорожки. Палочки Кюизенера для самых маленьких
2-3 лет. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
Приложения№1
№1.Опросник по раннему
детству.
Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку.
Поставьте нужную цифру в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1
– очень редко или никогда; 2 –
редко; 3 – иногда; 4 – часто;
5 – почти всегда.
|
Особенности
ребенка |
Суслова Радмила |
2 Соломина Саша |
Ветошников Максим |
4 Курикалов Арсений |
5 Афанасьева Виолетта |
Гребенщикова
Мирослава |
|
|
1.Проявляет большую любознательность в отношении
различных предметов, явлений, событий. Задает множество вопросов. В том
числе: «почему?», «зачем?», «отчего?» |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
|
|
2 Задает
много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
3 Точно, правильно
использует много слов в своей речи. |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
|
|
4 Проявляет
способность к очень подробному рассказу или пересказу историй фактов. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
5 Может вести
«интеллектуальные» разговоры с другими детьми и взрослыми. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
6 Склонен к
серьезным размышлениям. Интересуется сложными, глобальными проблемами
(например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.) |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
7 Легко справляется с загадками и может их
придумывать. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
8 Понимает сложные (для его возраста) определения,
отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно.
Демонстрирует абстрактное мышление. |
4 |
4444 5 |
5 |
4 |
443 3 |
3 |
|
|
9 Легко
справляется со счетом, простыми арифметическими действиями. |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
|
|
10. Понимает назначение и способы использования
схем, карт лучше, чем его ровесники. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 2 |
|
|
11. Проявляет
большой интерес к часам, календарям, может понять их функции. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
12. Проявляет
большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
|
13. Проявляет способность к концентрации, сохранению
внимания в течение большего периода времени, чем его сверстники. |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
|
|
14. Легко
схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети. |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
|
15. Проявляет острую наблюдательность. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
16. Проявляет
одаренность в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Методика № 2
Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
Ход обследования. Педагоги проводят наблюдение за детьми и заполняют
карту стандартизированного наблюдения, отмечая по пятибалльной шкале степень
выраженности у детей конкретной возрастной группы указанных в шкале
характеристик (по М. В. Ильиной): 5 баллов - проявляет постоянно или очень
часто, 4 балла - проявляет часто, 3 балла - проявляет иногда, 2 балла -
проявляет редко, 1 балл - проявляет очень редко, 0 баллов - не проявляет.
Результаты становятся более объективными, если карту наблюдений заполняют
несколько педагогов, работающих с детьми, а потом соотносят результаты между
собой.
Карта наблюдений за деятельностью детей (в баллах)
Дата заполнения 25.09.2023г.
Возрастная группа раннего развития.
Педагог: Саковец О.В.
|
Характеристики |
Ф. И. детей, возраст 2-3 года. |
Всего баллов |
|||||||||||||
|
Суслова Радмила |
Соломина |
Соломина Саша |
Ветошников Максим |
Курикалов Арсений |
Афанасьева Виолетта |
Щербакова Христина |
Гребенщикова Мирослава |
|
|
|
|
|
|
||
|
Владение большим количеством информации |
4 |
|
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Богатый словарный запас |
4 |
|
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение переносить усвоенный материал в новые
ситуации |
4 |
|
44 4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение устанавливать причинно- следственные связи |
4 |
|
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение делать выводы |
3 |
|
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение интегрировать и синтезировать информацию |
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение улавливать сложные идеи |
|
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение находить тонкие различия |
|
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чувствительность к противоречиям |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование альтернативных путей поиска информации |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение анализировать ситуацию |
|
4 |
4 |
4 |
4 4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение оценивать процесс и результат деятельности |
|
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение предвидеть последствия |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение рассуждать |
|
4 3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение строить гипотезы |
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение применять идею на практике |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность к преобразованиям |
|
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Критичность мышления |
|
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокая любознательность |
|
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
74 |
76 |
81 |
79 |
68 |
73 |
72 |
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов 80-95 является показателям проявлений актуальной одаренности,
сумма баллов 76-79 может характеризовать потенциальную одаренность. Если
указанные характеристики преимущественно проявляются в одном виде деятельности,
можно говорить о специальной одаренности, если в разных видах деятельности -
об общей одаренности.
Методика № 3
Цель: изучить проявления одаренности.
Ход обследования. Родителям предлагают заполнить анкету (модифицированный
вариант анкеты М. В. Ильиной), оценив особенности ребенка по двухбалльной
шкале.
Анкета для родителей.
Выберите свой вариант ответа, отметив знаком (+).
1.
Увлекается ли Ваш ребенок рисованием?
Да □
Нет □
2.
Часто ли он грустит?
Да □ Нет □
3.
Рассказывая какой-нибудь реальный случай, прибегает ли
ребенок к вымышленным по дробностям для украшательства?
Да □ Нет □
4.
Проявлет ли инициативу? Да □ Нет □
5.
Спорит ли по поводу одежды, устройства быта, стремится
ли преобразовать свой быт, ис ходя из своих вкусов и интересов?
Да □ Нет □
6.
От скуки рисует ли одни и те же фигурки, линии? Да □ Нет □
7.
Любит ли импровизировать под музыку, танцуя или читая
стихи, исполняя песни? Да □ Нет □
8.
Сочиняет ли истории с продолжением? Да □ Нет □
9.
Ему снятся необыкновенные сны? Да □ Нет □
10.
Легко ли ориентируется в незнакомой обстановке или
знакомой только по описанию? Да □ Нет □
11.
Переживает ли по поводу прочитанной книги или
просмотренного фильма? Да □ Нет □
12.
Проявляет ли рассеянность, которая не мешает ему
делать правильные обобщения? Да □ Нет
□
13.
Научился ли рано читать? Да □ Нет □
14.
С неудовольствием ли относится к однообразным,
повседневным делам? Да □ Нет □
15.
Чувствителен ли к несправедливости? Да □ Нет □
16.
С удовольствием ли вступает в беседу об окружающем
мире, дает оценку явлениям и со бытиям, стремится разобраться в окружающем?
Да □ Нет □
17.
Имеет ли богатый словарный запас, использует ли в речи
обобщенные словесные кате гории?
Да □ Нет □
18.
Любит ли сложные игры, задачи
интеллектуально-творческого или художественно творческого характера, требующие
смекалки?
Да □ Нет □
19.
Любит ли шутить, обладает ли чувством юмора? Да □ Нет □
20.
Предпочитает ли разнообразные занятия, любит ли все
делать самостоятельно? Да □ Нет □
21.
Интересуется ли вопросами мироздания? Да □ Нет □
22.
Имеет ли свое мнение по многим вопросам? Да □ Нет □
23.
Проявляет ли стремление к прекрасному, чувство
гармонии при восприятии музыки, искусства?
Да □ Нет □
Ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» - в 1
балл. Баллы суммируются. Составляется сводная таблица результатов. Чем больше
баллов набрал ребенок, тем выше вероятность наличия одаренности.
Сводная таблица результатов анкетирования родителей (в
баллах)
Дата заполнения28.09.2023г.
Возрастная группа раннего развития.
Педагог: Саоковец О.В.
|
|
Ф. И., возраст детей |
||||||||||||||
|
Количество
баллов |
Суслова Радмила |
Соломина |
Соломина Саша |
Ветошников Максим |
Курикалов Арсений |
Афанасьева Виолетта |
Щербакова Христина |
Гребенщикова Мирослава |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
78 |
|
80 |
85 |
72 |
70 |
72 |
71 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложения
№2
РАБОТА С
РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Как
воспитывать одаренного ребенка?
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими
способностями могут добиваться все сам. Это не всегда так!
Выполните тест: если Вы согласны с утверждением и,
как правило, поступаете, воспитывая ребенка, соответственно этому утверждению,
ответьте его знаком «+»:
-
Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо
и честно.
-
Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю
всерьез.
-
Я создал условия, чтобы ребенок мог демонстрировать
свои работы.
-
Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на
столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
-
Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты
исключительно для его занятий.
-
Я показываю ребенку, что его любят таким, какой он
есть, а не за его достижения.
-
Я поручаю ребенку посильные заботы.
-
Я помогаю ребенку строить его собственные планы и
принимать самостоятельные решения. -Я деликатно помогаю ребенку улучшить
результаты его работы.
-
Я помогаю ребенку нормально общаться с разными детьми.
-
Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и
слежу, чтобы он ему следовал.
-
Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
-Я никогда не наказываю ребенка унижением.
-
Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его
любимых занятий.
-
Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно. -Я регулярно
читаю ребенку.
-
Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
-
Я побуждаю ребенка придумывать истории и
фантазировать.
-Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям
ребенка.
-
Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком
наедине.
-
Я позволяю ребенку принимать участие в планировании
семейных дел и путешествий.
-
Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
-Я хвалю за выученные (придуманные) стихи, рассказы и
песни.
-
Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого
возраста.
-Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы
помочь ребенку больше узнать. -Я позволяю ребенку играть с разными бесполезными
вещами.
-
Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать
их.
-
В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
-
Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
-
Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
-
Не существует тем, которые я совершенно исключаю для
общения с ребенком.
-
Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания
телепрограммы.
-
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его
способностей.
-
Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я
этого тоже не умею».
-
Я поощряю в ребенке максимальную независимость от
взрослых.
-
Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
-
Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую
взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном
конечном результате.
Ключ к
тесту.
Если Вы ответили утвердительно не более чем на 7
утверждений, то, вероятно, стоит подумать об эффективности своей
воспитательной тактики.
Если Вы ответили утвердительно не более чем на 30
утверждений, то Ваша тактика воспитания, скорее всего, достаточно эффективна.
Если Вы ответили утвердительно не более чем на 30
утверждений, пожалуй, Вам следует несколько охладить воспитательный пыл и
предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.
Вопрос: Что значит любить одаренного ребенка?
Ответ: Это значить выполнять следующие советы.
-
Безоговорочная любовь: возможно,
одним из ключевых советов по воспитанию является необходимость убедиться в том,
что Ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы
должны общаться со своим ребенком и объяснять ему, что Вы любите его таким,
какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет
все задания. В то же время хорошим советом по воспитанию является демонстрация
благодарности и похвалы за определенные достижения. Говорите своему ребенку,
что Вы все равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку
или похвальную грамоту.
-Знание реальности: Ваш ребенок должен знать, что не
всегда все складывается идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как
одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того как они будут
взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.
-
Разнообразие обучающих опытов: один из
хороших советов по воспитанию включает разносторонность. Одаренным детям может
надоедать то, что они с легкостью узнали. Предлагайте ему разнообразие тем и
обучающих опытов. Это даст Вам возможность узнать его сильные стороны и
поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является
также обучение Вашего ребенка социальным темам. Полезно давать ему
просматривать различные образовательные книги и диски, а также не забывайте
присоединяться к игровым группам. Позвольте ему общаться с другими детьми.
-
Не перегружайте его: в то время как хорошим советом по
воспитанию является предложение различных образовательных опытов, очень важно
не перегрузить ребенка. Вы можете записать своего ребенка на уроки виолончели,
плавание, уроки продвинутой математики, читальные группы и множество других
занятий. Но, несмотря на такое количество обязанностей, помните, что Ваш
ребенок - просто ребенок, поэтому позвольте ему насладиться игрой и детским
отдыхом. Если ребенок отказывается спать днем, замените сон тихими играми:
чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок
весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо снижать. Да и
родителям необходима передышка.
-
Не делайте излишний упор на занятия, так как
учебные программы скорее сужают мышление ребенка, а не расширяют его.
Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и
линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно
мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре и
может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго
организованных материалов, подобных школьным учебникам.
-
Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные
дети в 3-4-летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны
окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорнее, чем средний
ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте
эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и
опытам.
-
В одаренном ребенке развивайте самые разные интересы. Активно
вовлекайте его в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и
т. д.
-
Выделите ребенку место для его коллекций,
экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму
элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или
огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все
растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие,
получаемое ребенком от наблюдения за цветением разных растений, насекомыми,
опыляющими цветы, может заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные
занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного
труда.
-
Объединяйтесь в группы по интересам. Папы и мамы
могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей
занятия вместо дневного сна, от которого многие дошкольники упорно
отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в
дошкольном возрасте языковые центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно.
Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность
прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
-
Избегайте создания «эффекта ореола». Помните,
что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не
блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать
удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и
не во всем. Неудача - вещь нормальная, случающаяся со всеми.
-
Оградите малыша от общественного неодобрения и
негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не
время для критики! Ребенок должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет
легче развиваться.
•
Создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую
базу, к которой он мог бы возвращаться, если вдруг будет напуган собственными
открытиями;
•
поддерживайте стремление ребенка к творчеству и
проявляйте сочувствие к ранним неудачам;
•
будьте терпимы к кажущимся Вам странными идеям,
уважайте любопытство ребенка;
•
оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он
пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству.
Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может
порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленький
одаренный ребенок оказывает упорное сопротивление родителям, которые слишком
настойчивы в стремлении разделить с ним радость живого творческого воображения;
•
создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви,
уважения к себе и окружающим. Без этих «банальностей» человек не способен
достичь высот самовыражения;
•
помогайте справляться с разочарованием и сомнениями,
когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок
сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о
том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут
понять, что он не одинок в своей борьбе;
•
постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не
всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен
научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие
умственный дискомфорт;
•
помогайте ребенку ценить в себе творческую личность.
Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на
знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма
недоброй;
•
постарайтесь найти своему чаду «компаньона» такого же
возраста и способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но
это лучше, чем позволить ребенку замкнуться в себе и избегать общения.
ВАЖНО! В жизни одаренных детей часто случаются
периоды, когда они буквально впитывают информацию об окружающем мире.
Одаренные дети не терпят ограничений в своих идеях или когда им навязывают
готовый ответ. Это тоже необходимо учитывать, воспитывая одаренного ребенка.
ПАМЯТКА ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ.
Как
родителям вести себя с одаренным ребенком
1.
Понять ребенка и осознать его неординарность.
2.
Признать всю уникальность его данных.
3.
Восторгаться им в меру.
4.
Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения
своих высоких родительских амбиций.
5.
Создать условия для «поощрения» таланта.
6.
Не проецировать на одаренного ребенка собственные
интересы и увлечения.
7.
Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять
ребенка все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
8.
Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не
перегружать.
9.
Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать
возникший интерес.
10.
Учить терпению и поощрять за все старания.
11.
Тактично, деликатно помогать ему.
12.
Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как
трагедию.
13.
Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную
ранимость ребенка.
14.
Учить ребенка быть как можно менее уязвимым.
15.
Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребенка.
16.
Учить владеть эмоциями.
17.
Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности
собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
18.
Делать все, что от Вас зависит, чтобы ребенок не
занижал свою самооценку и в то же время не выставлял сверходаренность напоказ.
19.
Не возвышать его над остальными детьми в семье.
20.
Помочь наладить отношения со сверстниками, учить быть
дружелюбным в коллективе.
21.
Стараться объяснить, что неудобно поправлять других,
показывая свою образованность и превосходство.
22.
Уделять как можно больше внимания физической
активности ребенка.
23.
Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя
переключаться с одного вида деятельности на другой.
24.
Следить за уровнем развития моторики и помогать
осваивать различные физические навыки.
25.
Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть
проблемы Вашего ребенка, с чем связана агрессия или неприятие себя.
26.
Учитывать индивидуальность ребенка.
27.
Все время ободрять его.
28.
Тактично обращаться с ним.
29.
Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению
к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
30.
Считать себя самым счастливым из родителей.
31.
Не подрезать ребенку крылья, а «летать» вместе с ним.
32.
Отвечать на вопросы ребенка терпеливо и честно.
33.
Воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез.
34.
Предоставить ребенку комнату или уголок исключительно
для его дел.
35.
Найти место, где ребенок мог бы показывать свои работы
и достижения.
36.
Не ругать ребенка за беспорядок на столе, если это
связано с его творческим процессом. Требовать приводить рабочее место в порядок
после окончания работы.
37.
Показать ребенку, что его любят и принимают таким,
какой он есть, а не за его успехи и достижения.
38.
Поручать ребенку посильные дела и заботы.
39.
Помогать ему строить свои собственные планы и
принимать решения.
40.
Помогать ему улучшать результаты своей работы.
41.
Брать ребенка в поездки по интересным местам.
42.
Помогать ребенку общаться с ровесниками из разных
культурных слоев.
43.
Не сравнивать своего ребенка с другими, указывая при
этом на его недостатки.
44.
Не унижать своего ребенка, не давать ему
почувствовать, что он чем-то хуже Вас.
45.
Приучать ребенка мыслить самостоятельно.
46.
Снабдить ребенка книгами, играми и другими нужными ему
вещами для его любимых занятий.
47.
Побуждать ребенка придумывать истории и фантазировать.
Делать это вместе с ним.
48.
Приучать ребенка к регулярному чтению с малых лет.
49.
Со вниманием относиться к его потребностям.
50.
Подключать ребенка к совместному обсуждению общих
семейных дел.
51.
Не ругать за ошибки.
52.
Хвалить за любые успехи.
53.
Учить его общаться со взрослыми любого возраста.
54.
Разрабатывать практические эксперименты, помогающие
ребенку больше узнавать.
55.
Не запрещать ребенку играть с разными ненужными вещами
- это стимулирует его воображение.
56.
Побуждать ребенка находить проблемы и затем решать их.
57.
Хвалить ребенка за конкретные поступки и успехи и
делать это искренне.
58.
Не ограничивать темы, обсуждаемые ребенком.
59.
Давать ребенку возможность самостоятельно принимать
решения и брать ответственность за них.
60.
Помогать ребенку находить заслуживающие внимания
телепрограммы и радиопередачи.
61.
Развивать в ребенке позитивное восприятие его
способностей.
62.
Поощрять в ребенке максимальную независимость от
взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
63.
Верить в здравый смысл ребенка и доверять ему.
64.
Лучше, чтобы основную часть работы, за которую взялся
Ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если Вы не уверены в позитивном
конечном результате.
65.
Вести дневник наблюдений за развитием ребенка и
анализировать процесс его развития.
66.
Давать ребенку время для размышления и рефлексии.
67.
Стараться регулярно общаться со специалистами по
одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе актуальной
информации.
68.
Стараться развивать способности ребенка во всех
сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны
занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и
художественных способностей.
69.
Избегать сравнения детей друг с другом.
70.
Дать ребенку возможность находить решения без боязни
ошибиться. Помогать ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и
учиться на своих ошибках.
71.
Поощрять хорошую организацию работы и правильное
распределение времени.
72.
Поощрять инициативу. Пусть Ваш ребенок делает
собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
73.
Способствовать задаванию вопросов. Помогать ребенку
находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои
вопросы.
74.
Дать ребенку возможность получить максимум жизненного
опыта. Поощрять увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
75.
Не ждать, что ребенок будет проявлять свою одаренность
всегда и во всем.
76.
Быть осторожными, поправляя ребенка: излишняя критика
может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
77.
Находить время для общения всей семьей. Помогать
ребенку в его самовыражении.
ВАЖНО! Помните, что ребенок, одаренный в одной области, может не успевать в
другой.
Пятилетний малыш, который бегло читает, может плохо
рисовать и бояться ездить на велосипеде. Это совершенно нормально. Ведь трудно
быть лучшим во всем. Нужно напоминать об этом ребенку, ведь поражения могут
стать для него причиной появления различных страхов. И не забывайте создавать
для малыша ситуации, в которых он мог бы развивать и свои слабые стороны.
Только не переусердствуйте с дополнительными занятиями, чтобы не
перегрузить ребенка!
ПАМЯТКА ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ.
Как не надо
родителям вести себя с одаренным ребенком
1.
Игнорировать дар ребенка или специально постоянно
возвышать его.
2.
Воспитывать, как самого обычного ребенка, или
создавать «тепличные» условия жизни.
3.
Считать его в какой-то мере ненормальным или
подчеркивать сверходаренность.
4.
Все время приземлять его или считать недосягаемым для
всех.
5.
Наказывать за любознательность или настолько поощрять
ее, что это может закончиться нервным срывом.
6.
Любыми способами замедлять развитие или настолько
ускорять его, что это будет не по силам малышу.
7.
Противопоставлять специально другим детям в семье или
в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
8.
Сдерживать развитие коммуникабельности в отношениях со
сверстниками и культивировать чувство превосходства над ровесниками.
9.
Помогать решать проблемы с воспитателями.
10.
Усиливать ранимость и чувство собственной вины.
11.
Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок
подражает.
12.
Драматизировать все неудачи.
13.
Стараться выставлять напоказ любые недостатки малыша.
14.
Подчеркивать физическое несовершенство и ущемлять тем
самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш
физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что
важнее всего интеллект.
15.
Игнорировать проблемы малыша или пытаться разрешить их
или искусственно расширять до бесконечности.
16.
Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не
повезло, и все время упрекать его в этом.
17.
Чрезмерно опекать или оставлять без помощи.
18.
Подрезать малышу крылья.
19.
Когда Вы браните ребенка, употреблять выражения: «Ты
всегда...», «Ты вообще...», «Вечно ты...». Ваш ребенок вообще и всегда хорош,
но сегодня он что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
20.
Расставаться с ребенком в ссоре: сначала помиритесь, а
потом идите по своим делам.
21.
Выделять достижения ребенка в ущерб другим детям.
ВАЖНО! Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если
малыш, раньше с большим энтузиазмом занимавшийся рисованием, вдруг неожиданно
переключит все свое внимание на спорт Это абсолютно нормально, и малыш
совершенно не утратит при этом свои способности.
ВАЖНО! Не стоит строить для одаренного ребенка далеко
идущих планов на будущее: Вы сами можете разочароваться, а малыш почувствует на
себе излишнее давление с Вашей стороны. В первые годы развитие происходит очень
быстро. Талантливый трехлетний художник может в будущем стать гениальным
физиком.
ВАЖНО! У одаренного ребенка могут быть особые
трудности, которые проявляются в общении со сверстниками, а нередко и со взрослыми.
Одаренного ребенка могут воспринимать как гиперактивного или, наоборот,
необщительного. Так происходит потому, что занятия и дела, которые интересуют
его сверстников, Вашему ребенку кажутся скучными. Кроме того, эмоциональное и
социальное развитие одаренного малыша часто не успевает за развитием интеллектуальным.
Именно это и создает дополнительные проблемы.
Чтобы избежать этих трудностей, необходимо развивать в
ребенке следующие личностные качества и умения:
-уверенность, базирующаяся на сознании самоценности;
-
понимание достоинств и недостатков в себе самом и
окружающих;
-
интеллектуальная любознательность и готовность к
исследовательскому риску;
-
уважение к доброте, честности, дружелюбию,
сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
-
привычка опираться на собственные силы и готовность
нести ответственность за свои поступки;
-
умение помогать находить общий язык и радость в
общении с людьми всех возрастов, рас, социального положения и образовательного
уровня.
Вопрос: Какие родительские установки наиболее важны
для воспитания одаренного ребенка?
Ответ: Установки, показывающие ребенку, что родители готовы с ним
сотрудничать.
ВАЖНО! Постоянно давайте понять ребенку:
•
Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли.
Я услышу твою боль, твой гнев, печаль, радость.
•
Я буду уважать тебя и решения, которые ты принимаешь
по отношению к себе.
•
Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда
уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
•
Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты
пробовал новое, но я никогда не буду заставлять тебя.
•
Я учусь у тебя и открыт(а) новому опыту, который я
познаю в общении с тобой.
ВАЖНО! Родители одаренных дошкольников могут
почувствовать себя разочарованными, когда ребенок пойдет в школу. Смышленый
шестилетка быстро смекнет, что уж лучше быть любимым середнячком и хорошистом,
чем, по мнению сверстников, задавалой и умником. Сделав такие выводы, ребенок
перестает стараться.
Вопрос: Как развивать у одаренного ребенка
положительное отношение к школе?
Ответ: Выполняйте следующие рекомендации:
•
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в
присутствии детей.
•
Не спешите обвинять учителя в отсутствии
индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
•
Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его заданиями,
книгами, которые он приносит из школы.
•
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку
приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
•
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь
с ним записками, пишите вместе письма.
•
Воспитывайте детей игровыми средствами.
•
Следите, чтобы Ваш ребенок вовремя ложился спать.
Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.
•
Обязательно поддерживайте и помогайте своему ребенку,
хвалите даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть,
постепенно передавая ответственность за какую- нибудь работу.
•
Постоянно показывайте свою любовь к сыну или дочери.
Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в
различных трудных жизненных ситуациях.
ПАМЯТКА ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ.
Как
развивать у ребенка одаренность
Вы хотите, чтобы ваши дети были
способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам
творчества, но... не опаздывайте и, помогая... думайте сами.
Б. П. Никитин
ВАЖНО! Ранняя одаренность требует к себе бережного и
внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их - значит
постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего
раскрытия их одаренности.
Вопрос: Что нужно делать, чтобы одаренность ребенка
развивалась?
Ответ: Прежде всего необходимо развивать способность к творчеству.
Рекомендации по развитию творчества у дошкольника
•
Поощряйте в ребенке любознательность, учите его
завершать начатое, настойчиво искать решения.
•
Вместе радуйтесь победам.
•
Учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к
себе, вместе преодолевайте сложности. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи.
Неудачи неизбежны. Главное - это процесс, а не результат. Не давите на
ребенка, чтобы из занятий творчеством не исчез элемент игры и увлекательности.
•
Старайтесь не подавлять инициативу ребенка. Остановить
ребенка, когда он чем-то занят, - это самый простой способ прервать полет
воображения. В этот момент следует задавать ребенку интересные вопросы: «Что должно
было из этого получиться?», «Что будет, если сделать по- другому?» и т. д.
•
Снабжайте ребенка необходимыми материалами для
творчества: красками, пластилином, безопасными ножницами, цветной бумагой,
клеем, карандашами, мелками и т. д. Лучше, если ребенок сам нарисует и
раскрасит выдуманную им картинку.
•
Участвуйте в творческой жизни ребенка.
ВАЖНО! Для развития детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Важнее
внимательное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его
уникальность и уважение к его мнению и творческому взгляду на этот удивительный
и прекрасный мир.
Рекомендации
для родителей
Занятия,
игры для развития творчества
1.
Составь рассказ от имени другого персонажа: «Представь,
что ты стал игрушкой, предметом мебели, деревом, животным. Расскажи об одном
дне воображаемой жизни».
2.
«Сколько значений у предмета?».
Нужно найти как можно больше вариантов реального
использования предмета (например, кирпич, газета).
3.
Поиск причин
событий.
4.
Сочини
сказку.
Нужно сочинить сказку, которая начинается с фразы:
«Мама купила в магазине рыбу...» и заканчивается фразой: «...Поэтому вечером
пришлось зажигать свет».
5.
Придумай
животное с заданными свойствами.
6.
«На что
похоже?».
На карточках изображены различные фигуры. Надо
придумать как можно больше предметов, явлений, на которые они похожи.
7.
Эксперименты с водой, воздухом, красками,
металлами, магнитом, лучом света, отражением.
8.
Графические
игры.
«Колябушки»
На листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой
конфигурации. Необходимо, используя линию, завершить ее так, чтобы получилось
изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ.
«Пять точек»
На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек
и выполняет задание нарисовать человека или зверя, используя все эти точки:
одна точка должна быть на носу, две - на любых частях рук или лап. Так как
точки находятся в разной удаленности, исчезает статичность, однотипность
образа.
«Переделай один предмет в другой» (развитие
способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими
представлениями).
Осуществляется поэтапно, на каждом этапе можно менять
только один признак предмета. Например, столб превратить в нору: сначала столб
можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом
одну из частей вкопать в землю.
«Дверь –
велосипед, клумба- батарея отопления, бутылка – дом, дерево - ботинок» (умозаключения
по аналогии)
.
Нужно назвать как можно больше предметов, которые
одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь,
кристалл...).
-
Блестящий, синий и твердый.
-
Большой, блестящий, металлический, новый.
-
Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные.
9.
Учебное
исследование.
Этапы: первый - выбор темы, второй - постановка
вопросов, третий - проведение исследования, четвертый - подведение итогов.
Дети могут делать несложные заметки-рисунки (схематичные), изображать буквы
или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для детей, поэтому
лучше заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения
информации: подумать, спросить у другого человека, узнать из книг, провести
наблюдение и эксперимент, узнать в Интернете. В конце исследования ребенок
вместе со взрослым делает сообщение.
10.
Игры для
развития художественного творчества.
«Трубочка, краски, мыльные пузыри»
На твердую светлую поверхность (крышка детского
столика) наливается небольшое количество мыльного раствора, в который
добавляются акварельные краски. Ребенок дует в трубочку, выдувая цветные
мыльные пузыри.
«Ладошки и все
понемножку»
Для детей, которым наскучило традиционное рисование
карандашами и красками, можно предложить порисовать ладошками. Для этого
берется лист ватмана, в блюдце разводится с водой краска (лучше гуашь). Детям
можно надеть фартуки, сделанные из пакета «майка». Дети макают ладошки в
краску и делают отпечатки на листе ватмана. Таким образом можно создать
композиции «Веселые осьминожки», «Осенние листочки» и т. д. Помимо развития
творческих способностей, данное упражнение помогает снять психоэмоциональное
напряжение, способствует эмоциональной разрядке детей.
«Поиграем в
аборигенов»
Данный вид деятельности можно провести в летнее время
на даче или на берегу моря. Дети разрисовывают друг друга красками наподобие
аборигенов. Затем художников можно вымыть шлангом или выкупать в море. Игра
очень нравится детям.
«Кляксография»
На лист бумаги наносится клякса. Дети фантазируют,
допридумывая образ и дорисовывая нужные детали.
«Монопотия»
Лист бумаги делится пополам с помощью карандаша и
линейки. Затем на одной его половине рисуется половина бабочки, цветка и т. д.
акварельными красками. Затем лист аккуратно складывается пополам. Таким
образом на второй половине получается отпечаток рисунка. Старшим дошкольникам
можно пофантазировать на темы «Звездная галактика», «Подводный мир» и т. д.
11.
Игры в быту
(«Пока мама готовит обед...»).
«Макаронные фантазии»
Детям дают макаронные изделия различной формы
(ракушки, колеса, звездочки и т. д.). Дети выкладывают из них забавные
композиции (например, «Овечки на лугу», «Смешной автомобиль»). Если хотите
сохранить изображение надолго, предложите ребенку заранее подготовленную
картонку с налепом из пластилина. На такой поверхности сухие рожки и завитушки
будут держаться дольше. Данная игра развивает фантазию и мелкую моторику
пальцев, что очень важно для развития речи.
«Волшебное
тесто»
Мама вместе с ребенком замешивает соленое тесто (в
пропорции: 1 ч. л. соли + 1 ч. л. муки + + 1 ст. л. подсолнечного масла + вода
до получения консистенции, близкой к пластилиновой массе). Дети лепят
различные фигурки, которые затем подсушиваются в духовке и раскрашиваются.
«Фруктово-овощная
геометрия»
Мама шинкует овощи для борща, дает несколько ломтиков
свеклы и кружков моркови ребенку. Можно предложить ему сделать треугольник,
квадрат, выложить домик и даже человечка из кусочков овощей и фруктов и затем
все это с аппетитом съесть.
«Ледовые
замки»
Предварительно залитую в формочки и окрашенную
красками воду замораживают, а затем предлагают ребенку построить ледяные
башенки, домик для эскимосов и т. д. (эту игру желательно проводить в теплом
помещении).
12.
Музыкальные
игры.
Помимо традиционных игрушек (металлофон, ксилофон,
ложки), можно использовать в играх колокольчики: дети очень любят их и находят
для них в игре широкий спектр применения.
13.
Игры с
героями сказок.
14.
Игры на
прогулке.
«Найди сказочного героя»
Дети находят сухие ветки, корни, древесные грибы,
напоминающие сказочных персонажей. Также можно собрать материал для новых
поделок из природного материала: шишки, желуди, красивые камешки.
«Изобрази и
узнай»
На природе можно провести игры, развивающие
артистические способности детей: «Где мы были, мы не скажем, а что видели
покажем!», «Изобрази животное», «Раз, два, три, сказочный герой, оживи!» и т.
д. Посещения зоопарка и океанариума могут дать «пищу» для детского творчества.
«Что я
слышу»
Предложите детям послушать, закрыв глаза, как падают
листья, шумит ветер, пошуршать листвой при ходьбе, покружиться на месте и с
продвижением вперед, подбрасывая ногами листья вверх. Пусть Ваш ребенок откроет
для себя массу удивительных вещей: почувствует, как ветерок шевелит волосы,
ощутит капли дождя на коже, услышит аромат цветка, проследит за полетом
бабочки, полежит на траве и посмотрит на облака, пройдется босыми ножками по
влажной теплой земле, ощутит вкус снежинки на губах.
15.
Игры на
моральные темы.
«Хорошо или плохо»
Игра развивает умение находить в одном и том же
предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных
точек зрения. Дети обычно оценивают все в двух категориях - хорошо и плохо. На
такой оценке и основана эта игра.
•
Осень, весна, лето, зима;
•
солнце, ветер, огонь, снег, дождь;
•
спать, гулять в лесу, лазать по горам.
Например: лето хорошее, потому что тепло, можно
загорать, купаться, а плохое, потому что слишком жарко, можно обгореть на
солнце и т. д.
Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов,
явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза
предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и
плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов.
16.
Игры,
развивающие интеллектуальную активность.
«Почемучка»
Развивает умение ставить вопросы, помогающие изучить
объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить
вопросы для исследования еще достаточно ограничено. Необходимо показать ребенку
различные формы вопросов, их различия. Научите малыша выбирать направленность
вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к определенным аспектам
проблемной ситуации, существенным признакам предметов, причинам явлений.
Когда ребенок задает вопрос, не спешите отвечать,
лучше задайте встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Ваше общение должно быть
построено так, чтобы ребенок задавал больше вопросов относительно какой-либо
выдуманной или наглядно представленной Вами ситуации. Если ребенок задает
вопросы одного и того же типа, спросите его о чем-то, используя другой тип вопросов:
«Почему? Когда? Что? Влияет ли? Может быть, это как-то связано? В чем причина?»
и пр. Это поможет ребенку преодолеть стереотипы мышления и глубже исследовать
ситуацию.
«Что в
кулаке»
Направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования
неопределенной ситуации. Возьмите небольшой предмет и спрячьте его, сжав в
кулаке. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая разнообразные вопросы о
форме и размере предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно
изменить, какими свойствами обладает, какого цвета и пр. На основе полученных
от Вас ответов малыш сможет выдвигать гипотезы, строить догадки.
ВАЖНО! Комплексное воздействие на детей сказок,
музыкальных, игровых моментов, наблюдений способствует развитию воображения и
творческих способностей. Предложенные игры на развитие творческих способностей
детей являются лишь маленькой тропинкой в огромную страну Фантазии и
Творчества. И то, насколько часто Ваши дети будут попадать в нее, зависит от
Вас, уважаемые родители.
Устраивайте домашние концерты, семейные чтения вслух и
мини-спектакли, ходите вместе в музеи и на концерты, слушайте вместе музыку,
рисуйте и танцуйте. Обсуждайте увиденное и услышанное.
А главное - помогайте Вашему ребенку воплощать его
идеи и замыслы!
Поделиться в социальных сетях: