-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
31 января
Индивидуальный проект по самообразованию. Тема: «Нейроигры в работе с дошкольниками, как средство здоровьесберегающих технологий». Вторая младшая группа.
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов.
«Руки учат
голову,
затем поумневшая
голова учит руки,
а умелые руки
снова способствуют развитию мозга.
Можно сделать
вывод: начало развитию мышления дает рука».
И.П. Павлов
Дата начало работы над темой: сентябрь.
Актуальность:
Актуальной проблемой в нашей стране является
обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Под
«психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих
психических механизмов и процессов.
Психологическое
здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических
процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных
эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов
возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем
лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и
подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов,
А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками,
развивается координация движений.
Недостаточное же развитие общей и мелкой
моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению
задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии со взрослыми и
сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом
к учебе в школе.
Нейропсихология детского возраста выступает
одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты
здоровьесберегающих технологий для детей.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе
одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве
межполушарного взаимодействия. Нейропсихологи утверждают, что нарушение
межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения
и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый
механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную,
целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на
упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из
вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками
одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу
несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений
глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то
еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от
взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на
будущее свои ошибки.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию,
помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это
естественное состояние и потребность любого ребенка.
Нейропсихологические упражнения развивают
мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий,
улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма
С использованием в работе
нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать пространство
и свое тело.
- Развивается зрительно-моторная
координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие
ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное
внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять
действия.
Преимущества использования нейроигр:
-игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с
двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и
произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия
между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями,
повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Подводя итог вышесказанному можно сделать
следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на
занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается
концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций,
повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из
главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Цель самообразования: изучение и
использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе
с дошкольниками 4-5 лет.
Задачи самообразования:
1. Повысить уровень знаний
через подбор и изучение различной литературы по данной теме в свете новых
требований ФГОС ДО;
2. Реализовать федеральный государственый образовательный стандарт в работе
с дошкольниками;
3. Разработать перспективный план работы с
детьми и родителями;
4. Использовать современные технологии и
методы работы в средней группе;
5. Познакомить детей, коллег и родителей с
нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
6. Активизировать познавательные психические процессы младших дошкольников: ощущения,
восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
7. Подготовить консультации для родителей
по данной теме;
Нейропсихологические игры будут
способствовать:
- Развитию памяти, внимания,
пространственных представлений, мышления,
моторики;
- Развитию межполушарного взаимодействия;
- Развитие двигательной и пространственной
сферы;
- Повышению умственной работоспособности;
- Оптимизации интеллектуальных процессов;
- Совершенствованию способности к
концентрации внимания
- Стабилизации эмоционального фона;
- Оптимизации мышечного тонуса, снятию
телесных зажимов;
- Повышению самооценки ребенка;
- Оздоровлению организма, мобилизации
ресурсов;
Ребенок становится более самостоятельным и
уверенным и лучше ориентируется в окружающем мире;
Список литературы для самообразования по
теме:
1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое
руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:
Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
3. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное
взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.
4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва,
изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с:
5. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс,
2018. - 112с.:
6. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. :
7. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е.
Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.:
(Культура здоровья с детства).
8. Интернет ресурсы
Индивидуальный
план самообразования по теме:
|
Тема самообразования |
Форма и срок отчета |
|
|
Сентябрь |
Сбор и анализ информации. Изучение и подбор методической литературы. |
План самообразования. Конец сентября – начало октября. |
|
Октябрь |
Обогащение предметно-развивающей среды • Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические
упражнения» «Нейрогимнастика для дошкольников» • Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки» |
Картотеки. «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения» «Нейрогимнастика для дошкольников» Альбом «Кинезиологические сказки» Октябрь-начало ноября |
|
Ноябрь |
Изготовление пособий и атрибутов для игр |
Наличие пособий и атрибутов для игр |
|
Ноябрь – май |
Практическое применение игр в работе с детьми. |
Фотогалерея «Играем с пользой» Май |
|
Октябрь Январь Март |
Подбор материала и оформление консультаций для родителей по заданной
теме. |
Консультации и папки-передвижки Октябрь Январь Март |
|
Октябрь-май |
Индивидуальные консультации с родителями |
|
|
Май |
Осуществление распространения опытом. |
Отчет о проделанной работе «Применение нейроигр в образовательноп процессе». |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Заключение.
Дошкольный
период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку
все системы мозга и организма еще очень пластичны.
При использовании
нейропсихологических упражнений, направленных на развитие разнообразных
способностей ребенка результат не заставит себ долго ждать. Мозг всегда с
большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а
нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно
начать «принимать» в любом возрасте.
При
применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками на
занятиях и в режимных моментах у детей улучшается память, самоконтроль
поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование
пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в
свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья
дошкольников.
Поделиться в социальных сетях: