31 января

Индивидуальный проект по самообразованию. Тема: «Нейроигры в работе с дошкольниками, как средство здоровьесберегающих технологий». Вторая младшая группа.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов.

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

 И.П. Павлов

 

Дата начало работы над темой: сентябрь.

 

Актуальность: 

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Недостаточное же развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

- Ребенок учится чувствовать пространство и свое тело.

- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.

- Развивается слуховое и зрительное внимание.

- Ребенок учится последовательно выполнять действия.

 

Преимущества использования нейроигр:

-игровая форма обучения; 

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

         

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

 

Цель самообразования: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками 4-5 лет.

Задачи самообразования:

1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;

2. Реализовать федеральный государственый образовательный стандарт в работе с дошкольниками;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Использовать современные технологии и методы работы в средней группе;

5. Познакомить детей, коллег и родителей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

6. Активизировать познавательные психические  процессы младших дошкольников: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.

7. Подготовить консультации для родителей по данной теме;

 

Нейропсихологические игры будут способствовать:

- Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, мышления,  моторики;

- Развитию межполушарного взаимодействия;

- Развитие двигательной и пространственной сферы;

- Повышению умственной работоспособности;

- Оптимизации интеллектуальных процессов;

- Совершенствованию способности к концентрации внимания

- Стабилизации эмоционального фона;

- Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

- Повышению  самооценки ребенка;

- Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

Ребенок становится более самостоятельным и уверенным и лучше ориентируется в окружающем мире;

 

Список литературы для самообразования по теме:

1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.

3. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное

взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.

4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с:

5. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.:

6. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е.

Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. :

7. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е.

Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.:

(Культура здоровья с детства).

8. Интернет ресурсы

   

 

 

 

Индивидуальный  план самообразования по теме:

Период

Тема самообразования

Форма и срок отчета

Сентябрь

Сбор и анализ информации. Изучение и подбор методической литературы.

План самообразования.

Конец сентября – начало октября.

Октябрь

Обогащение предметно-развивающей среды

• Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

«Нейрогимнастика для дошкольников»

• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

Картотеки.

«Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

«Нейрогимнастика для дошкольников»

Альбом «Кинезиологические сказки»

Октябрь-начало ноября

Ноябрь

Изготовление пособий и атрибутов для игр

Наличие пособий и атрибутов для игр

Ноябрь – май

Практическое применение игр в работе с детьми.

Фотогалерея  «Играем с пользой»

Май

Октябрь

Январь

Март

Подбор материала и оформление консультаций для родителей по заданной теме.

Консультации и папки-передвижки

Октябрь

Январь

Март

Октябрь-май

Индивидуальные консультации с родителями

 

Май

Осуществление распространения опытом.

Отчет о проделанной работе

«Применение нейроигр в образовательноп процессе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.

Месяц

Цели и задачи

Формы работы

с детьми

 с родителями

Октябрь - май

Освоение детьми нейроигр,

кинезиологических упражнений, которые

позволят эффективно корректировать

развитие психических

процессов и речи, овладевать умениями,

которые ранее были недоступны детям.

Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

Развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

активизация речи;

Работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

 

Октябрь-май

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций.

 

Индивидуальные консультации с родителями по данной теме

Октябрь

Исследование уровня развития познавательных процессов воспитанников.

Входная диагностика познавательной сферы воспитанников

 

Октябрь

Повышение педагогической грамотности родителей по данной теме

 

Консультация для родителей «Что такое –нейропсихологические игры?»

Ноябрь

Создание условий для  развивающего игрового

взаимодействия для детей и родителей.

 

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)

Декабрь

Формировать зрительно-моторные координации, переключаемость, скорость реакции;

Способствовать развитию чувства ритма, темпа;

Способствовать формированию пространственных представлений;

Способствовать развитию психических процессов: внимания, мышления, памяти

Развлечение «Предновогодняя эстафета: гномы в поисках елки»

 

Январь

Повышение педагогической грамотности родителей по данной теме, активизация педагогических умений родителей.

 

Консультация для родителей «Нейроигры в повседневной жизни»,

Февраль

Вовлечение родителей в процесс.

Создание условий для эффективного ознакомления  родителей с методикой работы по данному направлению.

 

Разработка и изготовление родителями атрибутов для нейроигр.

Март

Повышение уровня компетентности родителей  в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений.

 

Консультация для родителей «Зарядка для ума и тела»

Апрель

Развитие художественных способностей, моторики, творческого мышления.

 

Практическая работа по изготовлению атрибутов для игр

 

Май

Исследование уровня развития познавательной сферы воспитанников.

Проследить динамику в развитии познавательных процессов воспитанников.

Оценить эффективность нейропсихологических упражнений для развития познавательной сферывоспитанников.

Итоговая диагностика познавательной сферы воспитанников

 

Май

Ознакомление родителей с ходом выполненной работы по данной теме.

Информирование об успехах, достижениях ребёнка.

 

Фотогалерея  «Играем с пользой»

Итоговые мероприятия

Фотогалерея для родителей «Играем с пользой»

Видеоотчет о проделанной работе

 
 

 

 

Заключение.

     Дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.

 

При использовании нейропсихологических упражнений, направленных на развитие разнообразных способностей ребенка результат не заставит себ долго ждать. Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте.

 

При применении нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.