-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
29 января
Консультация для родителей «Байкал – жемчужина Сибири».
Если Сибирь часто называют драгоценной диадемой России, богатой и сказочно красивой, то озеро Байкал, несомненно, самая прекрасная жемчужина этой диадемы.
Если Сибирь
часто называют драгоценной диадемой России, богатой и сказочно красивой, то
озеро Байкал, несомненно, самая прекрасная жемчужина этой диадемы.
Невольное
волнение охватывает человека, когда перед его взором открывается огромное
зеркало озера, обрамленное лесистыми хребтами со сверкающими снежными
вершинами. С острогов этих гор можно любоваться богатством и разнообразием
красоты Байкала, их чудесными переливами.
В 1980 г. через
Байкал проезжал великий русский писатель А.П. Чехов. Озеро поразило своей
красотой. Он писал родным «Байкал удивителен и недаром сибиряки его называют не
озером, а морем ...».
Байкал вбирает в
себя 330 рек, а отдает лишь одну - красавицу Ангару. Вода Байкала необычна
чиста и прозрачна. Богата фауна Байкала - в озере насчитывается около 1800
видов живых организмов. В озере есть породы рыб, не встречающихся не в одном
другом водоеме мира. Это глубоководная рыба голомянка. Без чешуи, с плавниками,
похожими на крылья бабочки, она почти целиком состоит из жира. Жир голомянки
высоко ценится в народной медицине. В озере водится байкальский тюлень - нерпа,
имеющая прекрасный мягкий мех.
Вся территория
Байкала принадлежит Баргузинскому заповеднику, основанному более 60 лет назад
для охраны и разведения соболя. Здесь обитают еще 35 видов зверей: бурый
медведь, росомаха, рыси, лоси, барсуки, горностаи, хорьки и др. Разнообразен и
богат птичий мир.
Район Байкала -
прекрасное место для тех, кто любит покой и красивые пейзажи.
В декабре 1996
года озеро Байкал было включено в список природных объектов Всемирного
Наследия. Но уз Участка Всемирного Наследия было исключено пять населенных
пунктов (Северобайкальск, Селегинск, Байкальск, Слюдянка, Калтук) из-за
неблагополучной экологической ситуации вокруг Байкала.
Основные этапы
возрастания антропогенного воздействия на экосистему Байкала;
Резкое
увеличение поступления загрязняющих веществ с водами реки Селенги.
Подъем уровня
вод Байкала со строительством Иркутской ГЭС, поступления загрязняющих веществ
вследствие размыва берегов.
Строительство
Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, увеличение численности населения
на берегу озера (увеличение сброса сточных вод).
Байкал -
уникальное явление природы. Как природный объект он представляет громаднейшую
ценность для всего человечества. Очень хочется, чтобы эта ценность осталась
нашим потомкам в чистом виде. И чтобы наши внуки также гордились как мы.
Та земля, где с
детства даль за далью
Я прошел,
проехал, проскакал,
-Та земля
зовется Забайкальем
-Славным твоим
именем, Байкал!
Уважаемые родители!
Предлагаем вам несколько идей,
которые можно реализовать в пределах дома по тематической неделе «Озеро
Байкал». Они помогут провести время с интересом и вам, и детям.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ
1. Запомни и
повтори (формирование обобщающих понятий)
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь — это
морские рыбы.
Карп, карась, плотва — это озерные
рыбы.
2. Вопросы –
ответы (образование притяжательных прилагательных)
Чья голова? — Это рыбья голова.
Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.
Чье туловище? — Это рыбье туловище.
Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.
Чей хвост? — Это рыбий хвост.
Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.
Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.
Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.
Чьи кости? — Это рыбьи кости.
3. Игра
«Рыболов» (согласование числительных с существительными)
Педагог показывает детям цифру (от 1
до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и
спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?». Дети отвечают: «Рыболов поймал двух
сомов. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного осетра» и т. д.
4. Скажи
правильно
Суп из рыбы … (рыбный)
Котлета из рыбы … (рыбная)
Пирожки из рыбы … (рыбные)
Пирог из рыбы … (рыбный)
5. Упражнение
«Рыбалка»
Мы поймали много рыб:
Не одного сома, а много … сомов
Не одну щуку, а много …
Не одного карася, а много …
6. Сколько рыб
поймал каждый из ребят?
Цель: согласование количественных
числительных с существительными в винительном падеже
Пальчиковые
игры
Ссора рыб
Окунь, сом, лещ, язь, карась
Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб.
Обругали щуку всласть.
Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку.
Щука долго их терпела, Мизинец правой руки то прижимается к
остальным пальцам, то отводится от них.
А потом взяла и съела. Пальцы правой руки обхватывают все пальцы
левой руки.
Рыбы
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
Рыбки
Рыбки в озере живут, Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к
другу (рыбка).
Вверх и вниз они снуют.
Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз.
По команде «Раз, два, три»
Выпускают пузыри.
Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь).
И кружатся, и шалят, Обеими руками показывать, как пузыри
медленно перемещаются снизу-вверх.
И хвостами шевелят.
Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.
Пошевелить кончиками пальцев.
Игровая деятельность
Выучи наизусть
БАЙКАЛ
Я с детства мечтал о Байкале,
И вот я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал,
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.
В. Киселёв
На огромной белой льдине,
Тюлень лежит, под небом синим,
Силы копит и жирок,
Он в этом деле знает толк!
На скалистом берегу,
Лежбище тюленей,
И лежат они под Солнцем,
Отдыхая млея.
Кто-то ластами стучит,
Кто-то чешет брюшко,
Кто-то на других ворчит,
Кто-то молча слушают!
На льдине холодной,
Тюлень отдыхает,
И ветер снегами,
Его заметает.
Усталость сковала,
Он много проплыл,
Теперь отдыхая,
Глаза он прикрыл.
И толстая кожа,
Сильные ласты,
Тюленя не раз,
Спасут от опасности! Леонов В.А.
«Секреты чистой воды»
Экспериментирование «Делаем облако»
Налейте в трехлитровую банку горячей
воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и
поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет
охлаждаться. Содержащийся в ней водяной пар будет конденсироваться, образуя
облако.
Этот эксперимент моделирует процесс
формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется
дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им
становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь
вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Надеемся, наши идеи придутся по вкусу вам и вашим деткам! И помните: в
дошкольном возрасте привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью
ребенка является игра. Поэтому, если взрослые хотят занять ребенка, помочь
ребенку в его развитии, они должны любую деятельность с ребенком превращать в
игру.
Поделиться в социальных сетях: